Das Schloss

Почему-то именно в последнее время произведения австрийского писателя Франца Кафки стали особенно популярными среди российских читателей - наверняка на это есть свои причины. Я же с Кафкой познакомилась задолго до того, как его имя стало почти нарицательным. И в этом мне, наверное, повезло, так как я получила возможность расценить его творчество как есть, не оглядываясь на образ автора, созданный современной культурой.
Роман "Замок" - недописанный, как и большинство других крупных вещей Кафки - считается наиболее значимым из трёх романов писателя (два других - "Процесс" и "Америка"). Я купила эту книгу, привлечённый аннотацией о "потустороннем и зыбком мире" и сказочным сюжетом о человеке, который пытается дойти до Замка. Ожидала что-то вроде мрачного фантасчтического романа - и, разумеется, мои надежды не оправдались. Тем не менее, книга меня затянула - я прочла её до последней страницы - и там, к своему громадному разочарованию, и обнаружила, что текст завершается словами "Здесь рукопись обрывается".

Схема сюжета относительно проста. Есть деревня, расположенная у большого Замка, где живут хозяева деревни и прилегающих земель. В этой деревне останавливается на ночь человек по имени К., который хочет дойти до Замка. Но это оказывается не самой простой задачей: житейские предрассудки, бюрократические проволочки, мистические совпадения чинят герою всевозможные козни. Как бы К. ни пытается бороться с этой напастью, успехов не предвидится, и с каждым днём, проведённым в деревне, желанный Замок становится только дальше. Метания героя становятся всё отчаяннее, а сопротивление Замка - сильнее. Чем закончится это противостояние, нам не суждено узнать, ибо Кафка так и не успел довести своё дело до конца...

Перво-наперво хочется сказать про ту самую "зыбкость мира", "разрекламированную" в аннотации. Она действительно имеет место быть - и это, пожалуй, главная отличительная черта романа. Других таких книг, вызвающих почти болезненное ощущение нереальности, неустойчивости и общей "ненастоящести", мне читать не доводилось. Начиная с первых страниц и до самого конца читателя обволакивают многочисленные странности и противоречия мира, которые постоянно держат в тревоге. В этом плане "Замок" произведение исключительное, и все похвалы в его адрес являются заслуженными.
Второй особенной чертой романа является, конечно, глубокая метафоричность произведения. Можно сколько угодно спорить с пеной у рта о том, что хотел нам сказать автор образом Замка, нависающего над деревней, и К., который фанатично стремится войти в него. Возможных толкований множество - религиозное, социологическое, фрейдистское. Всех не перечислить. И каждая версия правильна по-своему, ибо сам "Замок" просто не содержит ответа на этот вопрос, в лучших традициях самого себя оставляя нас в тревожной неуверенности. Каждый волен трактовать символ по-своему и что-то вынести из прочитанного.

Конечно, как и каждая блистательная книга вызывает много противоречий и вопросов. В первую очередь, это собственно стиль написания Кафки, - монументальный, громоздкий и изобилующий ненужными подробностями. Хотя, кто знает, может быть, без этого "Замок" потерял бы всё своё очарование. В любом случае, роман располагает к увлекательному чтению запоем, и это нужно иметь в виду тем, кто хочет ознакомиться с произведением, признанным одним из главных шедевров литературы ХХ века.












































Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Sophists and Socrates

"სიყვარულო, ძალსა შენსა"

Женщины в романе Теодора Драйзера "Гений"