Женщины в романе Теодора Драйзера "Гений"

Идея женского и мужского равноправия, получившая широкое распространение среди американской общественности во второй половине XIX в., нашла своё выражение в феминистском движении. Его идеология пыталась "вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые зачастую кажутся недооценёнными", рассматривала "различия между мужчинами и женщинами не только в разрезе биологии, но и с психологической, культурной и исторической точек зрения". В этот период в печати появляется новый тип сочинений - смелых, экспериментальных и новаторских: в них авторы касались  темы неудовлетворённость в браке, а также литературные и художественные устремления женщин.

Будучи одной из доминирующих тем американской литературы конца XIX начала XX вв., "женская тема" справедливо рассматривается исследователями как "ключ к пониманию места женщины в обществе, её роли в общественном прогрессе, выяснению типичности и специфики вопроса о её правах и свободах". В этот период на страницах периодических изданий и художественных произведений всё чаще возникал образ "новой женщины", о которой Л. Уиттманн писала: «это женщина с неограниченной индивидуальностью, стремящаяся отбросить все запреты, навязываемые ей обществом, и находящаяся в постоянном поиске новых возможностей".

На последние десятилетия XIX в. указывает и американский историк С. Эванс, подчёркивая, что «в этот период возникло два новых социальных типа женщин: 
["новая женщина" среднего класса и "девушка-работница", ...индивидуальность которых наметила сдвиг от викторианской культуры общего домашнего очага в сторону самостоятельности, развлечения и потребления. Наиболее поразительным свидетельством перемен, происшедших среди женщин, было появление образованной, часто незамужней, самостоятельной "новой женщины"].

С точки зрения борьбы за равноправие важную роль сыграли деятели искусств, например, художник Чарльз Дана Гибсон в конце XIX в. изобразил "новую женщину" на своей картине "The Reason Dinner was Late" (1912): на ней показана девушка, которая рисует приезжего полицейского, что "отражало тягу молодых женщин к самовыражению через искусство». Художники не только изображали "новую женщину", но и примером собственных жизней формировали новый образ мысли. В этот период около 88% подписчиков 11 000 журналов и периодических изданий составляли женщины; когда женщины вошли в сообщество художников, издатели нанимали их для создания иллюстраций, которые изображали мир с точки зрения самой женщины. Судьбу одной из таких женщин изобразил Теодор Драйзер в сборнике рассказов "Галерея женщин" (A Gallery of Women, 1929).

Значительное количество произведений, написанных в США в 1870-1910-е гг., необходимость показать процесс становления "новой женщины", эволюцию её жизненных установок. Они изображают жизненный путь героинь, фокусируя внимание на изменении ролевых функций женщины в американском обществе конца XIX-начала XX вв., поскольку именно в этот период наиболее ярко проявились перемены в различных сферах социума: на культурном (изменение норм и ценностей, связанных с образом женщины и её поведением), институциональном (в сфере семьи, работы, образования), и межличностном (в области взаимоотношений мужчины и женщины) уровнях.

Большинство работ исследований о "женской теме" или теме феминизма в творчестве Драйзера, посвящены романам "Сестра Керри" и "Дженни Герхардт", в то время как женские образы в других произведениях почти не изучены ни российскими, ни зарубежными исследователями. Е. В. Ершова отмечает, что интерес Керри к таким вещам, как одежда, рестораны, развлечения и всё связанное с роскошью, "олицетворяет потребительское общество, а крупный мегаполис представляется желанным местом для потребителя". Е. А. Морозкина придерживается схожего мнения, сравнивая образы Керри и Дженни: исследователь утверждает, что "в Керри преобладают инстинктивные эгоистические устремления, а в Дженни инстинктивная доброта, сочувствие, сострадание". Такое восприятие образов справедливо, однако учёные упускают важный аспект: обеих героинь можно отнести к типу "новой женщины". В конечном итоге Дженни и Керри становятся самостоятельными и в какой-то мере самодостаточными личностями, ни одна из них не обязана искать мужа, чтобы иметь средства к существованию, не обязана быть матерью (хотя на этот счёт у каждой своя точка зрения). Их образ жизни скорее порицаем, потому что непривычен для описанного автором общества, тем не менее, создавая их образы, Драйзер весьма точно отразил гендерные тенденции, преобладающие в американском обществе. Его первые романы считались непристойными, их активно критиковали, однако предметом изучения писателя были не только свобода для женщин, но и эмансипация от устаревших викторианских взглядов на жизнь в широком смысле. Такие писатели, как Теодор Драйзер и Эдит Уортон, "искусно высмеивали одержимость высшего класса приличиями, открывая долгожданное легкомыслие и рефлексивность в отношении социальных нравов".

В романе Т. Драйзера "Гений" (The "Genius", 1915) с женской темой, темой феминизма связана проблема свободы выбора: обладают ли женщины правами, на что они способны и чего ожидает от них общество? Ответить на эти вопросы можно, проанализировав образную систему романа, а именно обратившись к типу героя-художника, в данном случае женщины-художника. К этому типу можно отнести несколько героинь: натурщицу - Руби Кенни, журналистку - Норму Уитмор, скульпора - Мириэм Финч, и оперную певицу - Кристину Чэннинг. Перед каждой из них встаёт проблема свободы выбора, и каждой необходимо решить, что важнее: собственные амбиции и желания или общественно поощряемая роль жены и матери.

Стоит отметить, что для творчества и мировоззрения Т. Драйзера характерно использование понятия "художник" (artist) - в широком смысле слова. Говоря artist, писатель имеет в виду деятельного человека, который видит красоту окружающего мира и способен сделать так, чтобы эту красоту увидели другие люди.
Не все из названных женских персонажей одинаково важны для развития сюжета, например, Руби - персонаж второго плана, а Норма Уитмор - эпизодический персонаж. Тем не менее, они выполняют значимую роль в раскрытии образа главного героя - начинающего художника Юджина Витла. Руби помогает ему приобщиться к художественному миру Чикаго. В сравнении с другими героинями, причастными к миру искусства, она не свободна, потому что не получила образования, и Юджин быстро теряет к ней интерес. Норма Уитмор, как поклонник живописи Юджина, становится, говоря современным языком, его рекламным агентом, делая начинающего художника активным участником творческой жизни Нью-Йорка. С ней Юджина связывают только дружеские отношения, поэтому она довольно быстро исчезает из поля зрения повествователя. Тем не менее Норма остаётся одним из примеров "новой женщины" как в сознании главного героя, так и в сознании читателя, в то время как Руби скорее персонаж XIX в., женщина бесправная в мире мужчин.

Наиболее интересными с точки зрения исследования представляются образы Кристины Ченнинг и Мириэм Финч, они "женщины нового времени, готовые бороться с общественным мнением и жаждущие полной свободы, в том числе и нравственной". Эти персонажи своего рода "инварианты образа главного героя", и, хотя изображения художниц более схематичны, их появление в романе позволяет составить представление о взглядах Драйзера на проблему свободы выбора творческой личности, если такой личностью является женщина.

Итак, какой же видит судьбу художницы в Америке начала ХХ в. писатель? Первой перед читателем предстаёт скульптор Мириэм Финч: "Её изысканная речь и манеры сразу обличали в ней артистическую натуру". Представляя героиню, автор обращается к такой детали портрета, как костюм, многое говорящий о личности персонажа: «Мириэм одевалась с благородной простотой, выделявшей её среди других. Она мало считалась с модой, но все её туалеты были ей удивительно к лицу; можно сказать, что, заказывая платья, она видела в себе как бы некое художественное целое, гармонически сочетающее индивидуальные запросы с требованиями, которые предъявляет окружающий мир». Портрет позволяет сделать вывод об общественном положении Мириэм: с одной стороны, она образованная женщина, творческая личность, которая даже свой внешний вид воспринимает и продумывает как художник, с другой, как отмечает повествователь, это женщина, которой уже не суждено стать матерью и, вероятнее всего, женой, поэтому для Юджина - предмета её восхищения - Мириэм Финч, скорее всего, остаётся другом, так как очарование юности, которым увлечён герой, её уже покинуло.
Причины столь печального положения кроются в прошлом героини: Мириэм, посвятившая жизнь искусству, так оберегалась родителями в юности, что не имела возможности влюбиться и никогда не рисковала. Её родители были "типичными представителями Среднего Запада", а значит, не самыми утончёнными людьми и не разделяли тягу Мириэм к искусству. Убеждённая в тлетворном влиянии артистической среды, мать героини, "женщина с железной волей", неотступно сопровождала её и в Лондоне, и в Берлине, и в Париже - везде, где дочери довелось учиться. Появление у неё собственных взглядов и вкусов породило трения в семье, позже неустанный контроль и вовсе подтолкнул девушку к открытому бунту: ей пришлось установить жёсткие рамки в отношениях с родителями, чему помог успех в карьере. Свобода для Мириэм заключается в возможности иметь собственную студию, в которой она может принимать гостей, женщин и мужчин, в любое время, а также в возможности зарабатывать и тратить свои деньги. Таким образом, став "новой женщиной", успешной художницей, героиня добилась профессионального успеха, но продолжала мечтать о личном счастье, которое мог составить лишь необыкновенный мужчина. "Её идеал возлюбленного отчасти определился под влиянием греческой поэзии и скульптуры. Это был трудно достижимый идеал, в особенности для женщины, перешагнувшей за тридцать лет, но почему не помечтать?" - авторская ирония подчёркивает тщетность мечтаний Мириэм. Социальные рамки, в которые поставили героиню её родители, привели к тому, что, будучи состоявшимся художником и незаурядной личностью, она несчастна.

Кристина Чэннинг представляет совершенной другой тип женщины-художника: в юности её свободу никто не ограничивал, а в двадцать семь лет (когда с ней знакомится Юджин) она ещё не достигла больших успехов, но, как и главный герой, уверена в своих силах и по-прежнему стремится к славе. Образы героинь сравнивает не только повествователь (что подтверждает композиция романа: женщины появляются практически одновременно, затем повествование о них чередуется в нескольких главах), но и главный герой, подмечая при этом существенные различия их личностей. Повествователь отмечает, что героиня, подобно Юджину, увлечена мечтой об истинной любви, но в первую очередь заботится о своём будущем и карьере певицы, в этом она больше других героев похожа на Юджина. Это сходство подчёркивается автором с помощью ассоциаций и цветовой гаммы в одежде героев: Анджела в созннии Юджина ассоциируется с белым и голубым цветом, портрет Мириэм описан в коричневых тонах, Кристина чаще всего надевает чёрное с красным: "Она приняла их, одетая в гладкое чёрное бархатное платье, отделанноек красым. Это напомнило Юджину платье, в котором он впервые увидел Руби. Красота молодой певицы поразила его". Действительно, красный и чёрный цвета преобладают в одежде Руби и Кристины, кроме того, - в живописи героя: он в основном использует контрастные белый и чёрный цвета, разбавляя их одним более ярким, например, красным. Для художника Юджина Витла это цвета самой жизни, активной, насыщенной, стремительной. Внимание к костюму, его деталям и цветам сближает писателя с русским классиком А. П. Чеховым: цвет в романе Драйзера также проявляется в межтекстовых связях. Как костюмная деталь, чёрный цвет появившись в портрете одного героя, переходит в другой и сохраняет свою семантику, как бы "тянет за собой смыслы, закреплённые ранее, реализуя их в новом образе" .
Юджин считает Кристину беспечной, а все принимаемые ей решения лёгкими, однако это кажущаяся лёгкость. Она много рассуждает о возможности иметь семью и успешную карьеру одновременно, но приходит к выводу, что это невозможно: "Нельзя жить обычной жизнью и оставаться верной искусству". В отличие от Юджина, который не разбирается в музыке и особенностях музыкальной индустрии, Кристина "знала почти наверняка, что успех на оперной сцене - а тем более шансы на блестящий успех за границей - для начинающей певицы в сильной степени зависит от какой-нибудь связи". Используя не собственно прямую речь, передающую мысли героини, автор раскрывает собственное негативное отношение к данной проблеме. Кристина формулирует подобие теории: как стоит относиться людям искусства к семье и браку; отмечает, что женщины, в отличие от мужчин-художников, поставлены в более сложное положение, так как им приходится задумываться о том, что скажут родители и публика. Героиня сознательно отказывается от замужества ради карьеры, несмотря на мнение своего возлюбленного, - как отмечает повествователь, Юджин был поражён её решением, ведь сам он был готов жениться на ней.
Кристина оказывается в более сложном положении, чем Мириэм Финч, так как на момент знакомства с Юджином она всё ещё может рассчитывать на успешную партию, при этом либо отказаться, либо продолжить свою карьеру. По мнению канадского исследователя А. Гаммел, в "Гении" для женщины возможность быть художником всё ещё недоступна. Гаммел утверждает, что, несмотря на "собственную философию, наличие таланта и свободное отношению к сексу, Кристина Ченнинг пропадает из внимания повествователя, как только её отношения с Юджином окончены", что, в свою очередь, является подтверждением второстепенности её образа. С точки зрения исследователя, Кристина не является "гением", это слово соотносимо лишь с образом Юджина. Подобная точка зрения представляется несправедливой по отношению к женским образам в романе и по отношению к мировоззрению самого писателя, стремившегося создавать образы сильных и талантливых женщин. Кристина - художник, главной ценностью которого является голос: "В её голосе, богатом и сочном контральто, была выразительность и глубина, сообщавшие задушевность даже самым задорным песенкам её репертуара". Её мастерство певицы и грядущий успех представлены повествователем как факт и являются, по сути, вопросом времени: "Кристину уже хорошо знали в музыкальных кругах и признавали, что она достойна петь на оперной сцене, так что её будущий успех был скорее делом удачи, а не её заслуг".

Мириэм Финч, слишком поздно признавшая необходимость осознанного выбора, является героем-конформистом. Причинно-следственные связи формирования её личности Драйзер представляет, как писатель-натуралист, показывая сильное влияние среды и наследственности в формировании личности: пока мать героини решала, как ей следует себя вести, Мириэм стала взрослым человеком - интеллектуалом со слабой волей, в то время как Кристине Чэннинг повезло иметь семью, не подавлявшую её самостоятельность. Поэтому Кристина скорее нонконформист: она решает отказаться от искренней любви, чтобы чувства не мешали ей добиться своей основной цели. С главным героем её роднит понимание успеха по канону американской мечты: Кристина хочет добиться всемирной известности и петь на лучших площадках Америки и Европы, ради чего готова поступиться собственными нравственными принципами. Её выбор, осознанный и бесповоротный, приводит к желанному результату, делая её ярким примером "новой женщины". Стоит заметить, что проблема свободы выбора для художников-мужчин в романе имеет другой угол зрения: для них отсутствует необходимость выбирать между любовью и искусством.

Позднее в сборнике рассказов "Галерея женщин" Драйзер снова обратится к "женской теме" и связанной с ней проблеме свободы выбора. На новом этапе творчества писатель фиксирует изменения в обществе, которые позволяют говорить о большей свободе для женщины. В книге 1929г. Драйзер создал образы сильных женщин, некоторые из них так же, как героини "Гения", были художниками; их автор наделил большими возможностями и правами, позволяющими отметить прогресс в вопросе эмансипации женщин.

В заключении стоит отметить, что в композиции романа "Гений" образы художников, в том числе женщин-художников, занимают особое место, представляя безусловный интерес для исследователей в связи с изучением проблем - но тематического комплекса романа и особенностей композиции, эти образы позволяют сделать выводы о взглядах писателя на искусство. Художник, как часто отмечал Т. Драйзер, должен быть свободен в самовыражении, что было неприменимо к женщине, родившейся в позапрошлом веке. В образах Мириэм Финч и Кристины Ченнинг автор воплотил не только своё представление о месте женщины-художника в современном ему американском обществе, но и отразил свои надежды на гряд щие изменения, которые позволят молодым и талантливым художникам, в том числе женщинам, найти своё место на художественной арене США.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Sophists and Socrates

"სიყვარულო, ძალსა შენსა"