French Historical term «Novel»
Несмотря на популярность словосочетания «исторический роман» в научной литературе, это выражение нельзя считать термином, так как понятие, которое им обозначается, не передает общепринятого представления о структуре жанра исторического романа.
Термин «роман» появляется в эпоху средневековья и восходит к словосочетанию «conteroman», означавшему повествовательное произведение на романском языке: дословно «романский рассказ» или «романская повесть». Под словосочетание «conte roman» в определенной степени подходит и термин «средневековый роман». Во французской литературе средневековый роман - это прежде всего куртуазный роман, героем которого является рыцарь, попадающий в разные рискованные авантюры; это также роман о хитром Лисе «Роман о Ренаре», объединивший множество эпизодов в виде сказок и басен о животных, героем которых был ловкий и хитрый лис Ренар (XII-XIII в.); это стихотворный «Роман о Розе» о куртуазной любви в аллегорической форме.
Именно в средневековой литературе слово «roman» теряет значение прилагательного «романский» и приобретает значение большого по размерам повествовательного произведения. Первоначально романом называется на любом языке повествование в виде цепочки новелл-приключений, объединенных одним или несколькими героями. Именно так структурируется произведение Маргариты Наваррской под названием «Семидневник новелл» или «Гептамерон», которое является ранним образцом гуманистической прозы французского Возрождения. Таким образом, термин «роман» в формате литературного жанра означает объединение повестей в форму большой новеллы. Роман возникает на той же социальной почве, на которой создается новелла, на тех же идейных интересах, но шире, глубже и многосторонне.
В форме романа, как большого повествования, средневековая буржуазия с определенной долей оптимизма, авантюризма и сатирического элемента выражала свой взгляд на жизнь. Героем такого романа зачастую был плут, который проживал всевозможные приключения, забавляя читателя своими ловкими проделками. В сущности это был жанр авантюрного романа, в котором средневековое общество отразило свой интерес к меркантильной, буржуазной личности индивидуального самосознания в недрах феодального общества, в ее борьбе за место под солнцем.
Блестящим примером авантюрного романа во французской литературе первой половины XVIII в. может послужить роман Лесажа «Жиль Блас». Несмотря на то, что Лесаж изображал Испанию, его роман - один из самых национальных произведений французской литературы, дающий широкую реалистическую картину современной социальной жизни. Герой романа, Жиль Блас, сын простого городского торговца рассказывает о своей жизни и приключениях, и люди, встречающиеся на его пути, тоже рассказывают историю своей жизни и своих приключений - так дается широкая реалистическая картина современной социальной жизни французского общества.
В XVIII-XIX вв. роман становится ведущим жанром художественной литературы во Франции. Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей», ибо социальная среда, создавшая и утвердившая этот жанр, была, действительно, буржуазия. Именно в буржуазном обществе были созданы крупные формы повествовательных произведений как нечто совершенно новое, отличное от античных форм легенд и рыцарских эпопей.
Заканчивая экскурс в историю термина «роман», можно привести определение этого жанра ведущим отечественным литературоведом В. Кожиновым. Понятие «роман», по определению ученого, означает «большую форму эпического жанра литературы нового времени» со следующими наиболее общими чертами: «изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие». В этой же статье автор отмечает и особенности появления исторического жанра романа, который, в отличие от средневекового романа, восходит к рыцарскому эпосу и легендарным историческим событиям. Однако, если «эпос носил исключительно героический характер и был воплощением высокой поэтической стихии», то роман, в отличие от героического эпоса, по мнению В. Кожинова, «выступает как прозаический жанр, как изображение будничной, повседневной жизни во всем многообразии ее проявлений». В центре романа, как нового жанра, стоит человек со своей судьбой, многочисленными событиями и переживаниями. Жанр романа, отказавшись от героической тематики эпоса, сосредотачивается на частной жизни индивида в социуме. Исторический роман не является исключением.
Французские литературоведы К. Нарто и И. Нуайак в своем исследовании «Французская литература. Основные литературные тенденции» отмечают, что развитие и расцвет исторического жанра романа идет в параллельном взаимодействии с развитием социального типа романа. Таким образом, одной из наиболее важных типологических черт исторического жанра романа является его социальный характер, так как действие в историческом романе развертывается на фоне социальных исторических событий. При этом исторический роман - это своеобразная художественная реставрация той или иной исторической действительности. Исторический роман - это художественное произведение, основной темой которого является «изображение человека в сложных формах жизненного процесса» в рамках социально-исторического прошлого. Художественными задачами исторического романа может быть и воспроизведение важных характеристик известной личности, и зачастую представление взаимоотношения личности и эпохи. При этом доля вымысла в интерпретации исторических событий, реалий, установленных черт личности и портрета исторических персонажей художественно вписывается в историческую реальность. В пределах художественной необходимости и идеи произведения, авторы используют вымысел, фантазию и разнообразные художественные приемы.
Основным методом изображения в историческом жанре романа является так называемый «метод реставрации», при котором восстанавливается действие согласно историческому времени (couleur historique) и согласно реальному месту исторического события (couleur lосаlе). И этот метод реставрации является главной типологической особенностью исторического жанра романа.
Родоначальником исторического романа считается творчество Вальтера Скотта, создавшего целую серию романов, изображающих эпоху крестовых походов и образ канувшего в прошлое уклада английской жизни.
Французский исторический роман, сохраняя основные признаки французских прозаических жанров (новеллы, повести, рассказа, плутовского романа), включает вслед за родоначальником исторического жанра романа, широкий социальный контекст истории, культуры и политических событий Франции. При этом приключенческий характер, свойственный прозе литературы французского Возрождения и Просвещения, полностью передается историческому жанру романа, как важная типологическая составляющая.
Яркими примерами таких романов могут послужить романы Виктора Гюго и Александра Дюма. В целом, к исторической тематике обращаются многие французские писатели начала XIX в., ставшего свидетелем рождения романтического направления в литературе: Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Жорж Санд, Эжен Сю, Александр Дюма - отец и его сын.
Для французского романтизма в литературе было характерно неприятие буржуазной действительности и бегство от нее в идеализированное историческое прошлое или географически отдаленное идеализированное пространство. В качестве примера обратимся к художественной исторической прозе Виктора Гюго, в частности, к его роману «Человек, который смеется».
Действие романа происходит в Англии на рубеже XVII и XVIII вв., после того как монархия подавила восстание Кромвеля. Главный герой романа Гуинплен, сын лорда сторонника Кромвеля, был похищен ребенком компрачикосами, которые уродовали детей и продавали их в труппы странствующих актеров. Хронотоп романа определяется бродячим характером его главных персонажей - фигляров, дающих представления в начале в крохотной повозке, а затем в большом театре на колесах под названием «Зеленый ящик».
Действие романа проходит в двух пространственно-временных плоскостях: 29 января 1690 г., когда в районе Портлена при таинственных обстоятельствах был брошен десятилетний уродливый мальчик, и зима-весна 1705 г. Лондон, когда двадцатипятилетний Гуинплен узнает тайну своего рождения и тайну своего вечного смеха. Под уродливой внешностью «человека, который смеется», Гуинплен таит душу бунтаря, ненависть к насилию и жажду справедливости.
Особого внимания заслуживает поэтика исторического жанра романа эпохи французского романтизма. Основным композиционным приемом исторических романов Гюго, как основного представителя романтизма, становится антитеза. Антитеза пронизывает всю ткань романа от сюжетной линии в целом до событийных последовательностей, от вечных тем до собственно вербальной презентации.
Например, Гюго поднимает в романе такие важные общечеловеческие и социальные проблемы, как вопросы, связанные с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, истины и лжи, непреодолимой пропасти между нищим народом и наделённой богатством и властью знатью.
В основе сюжета романа тоже лежит противопоставление (антитеза): Гуинплен, изуродованный в детстве разбойниками-компрачикосами, проведя свою юность в нищете и тяжелых лишениях, вдруг становится аристократом, которым он был по рождению, и который по развитию сюжета в конце занимает по праву свое место в палате лордов.
Виктор Гюго - крупнейший писатель-романист, поэт и драматург ХIХ столетия, глава романтического направления, был и основным создателем исторического романа во Франции.
Свидетель больших исторических событий, смены политических режимов, он мечтал победить социальное зло. Однако, как представитель романтической тенденции, он обратился для обнаружения социального зла к историческому прошлому, которое оказалось неисчерпаемым источником художественных сюжетов.
Термин «исторический роман» уже самим названием указывает на художественный метод, появившегося на рубеже XVIII-XIX вв. в связи с утверждением в философии и филологии принципа историзма. И этот метод - историческая достоверность в ее художественном преломлении. Исторический роман, как эпос нового времени, отвечает потребностям современного человека - быть включенным в движение истории, и не просто осмыслить историю, а коснуться ее, ее прожить и пережить. Именно такую возможность предоставляет нам жанр исторического романа. А это очень важно для нашего современника, который, чтобы осмыслить и понять настоящее, должен знать историю своего народа и историю народов мира.
Подводя итоги, стоит процитировать отечественного филолога Д. Козлова, отметившего, что «историческая художественная литература, обладающая силой большого эмоционального воздействия, воплощающая исторические события в живой, образной форме, способствует приобщению к истории широких слоев народа, молодежи».
Термин «роман» появляется в эпоху средневековья и восходит к словосочетанию «conteroman», означавшему повествовательное произведение на романском языке: дословно «романский рассказ» или «романская повесть». Под словосочетание «conte roman» в определенной степени подходит и термин «средневековый роман». Во французской литературе средневековый роман - это прежде всего куртуазный роман, героем которого является рыцарь, попадающий в разные рискованные авантюры; это также роман о хитром Лисе «Роман о Ренаре», объединивший множество эпизодов в виде сказок и басен о животных, героем которых был ловкий и хитрый лис Ренар (XII-XIII в.); это стихотворный «Роман о Розе» о куртуазной любви в аллегорической форме.
Именно в средневековой литературе слово «roman» теряет значение прилагательного «романский» и приобретает значение большого по размерам повествовательного произведения. Первоначально романом называется на любом языке повествование в виде цепочки новелл-приключений, объединенных одним или несколькими героями. Именно так структурируется произведение Маргариты Наваррской под названием «Семидневник новелл» или «Гептамерон», которое является ранним образцом гуманистической прозы французского Возрождения. Таким образом, термин «роман» в формате литературного жанра означает объединение повестей в форму большой новеллы. Роман возникает на той же социальной почве, на которой создается новелла, на тех же идейных интересах, но шире, глубже и многосторонне.
В форме романа, как большого повествования, средневековая буржуазия с определенной долей оптимизма, авантюризма и сатирического элемента выражала свой взгляд на жизнь. Героем такого романа зачастую был плут, который проживал всевозможные приключения, забавляя читателя своими ловкими проделками. В сущности это был жанр авантюрного романа, в котором средневековое общество отразило свой интерес к меркантильной, буржуазной личности индивидуального самосознания в недрах феодального общества, в ее борьбе за место под солнцем.
Блестящим примером авантюрного романа во французской литературе первой половины XVIII в. может послужить роман Лесажа «Жиль Блас». Несмотря на то, что Лесаж изображал Испанию, его роман - один из самых национальных произведений французской литературы, дающий широкую реалистическую картину современной социальной жизни. Герой романа, Жиль Блас, сын простого городского торговца рассказывает о своей жизни и приключениях, и люди, встречающиеся на его пути, тоже рассказывают историю своей жизни и своих приключений - так дается широкая реалистическая картина современной социальной жизни французского общества.
В XVIII-XIX вв. роман становится ведущим жанром художественной литературы во Франции. Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей», ибо социальная среда, создавшая и утвердившая этот жанр, была, действительно, буржуазия. Именно в буржуазном обществе были созданы крупные формы повествовательных произведений как нечто совершенно новое, отличное от античных форм легенд и рыцарских эпопей.
Заканчивая экскурс в историю термина «роман», можно привести определение этого жанра ведущим отечественным литературоведом В. Кожиновым. Понятие «роман», по определению ученого, означает «большую форму эпического жанра литературы нового времени» со следующими наиболее общими чертами: «изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие». В этой же статье автор отмечает и особенности появления исторического жанра романа, который, в отличие от средневекового романа, восходит к рыцарскому эпосу и легендарным историческим событиям. Однако, если «эпос носил исключительно героический характер и был воплощением высокой поэтической стихии», то роман, в отличие от героического эпоса, по мнению В. Кожинова, «выступает как прозаический жанр, как изображение будничной, повседневной жизни во всем многообразии ее проявлений». В центре романа, как нового жанра, стоит человек со своей судьбой, многочисленными событиями и переживаниями. Жанр романа, отказавшись от героической тематики эпоса, сосредотачивается на частной жизни индивида в социуме. Исторический роман не является исключением.
Французские литературоведы К. Нарто и И. Нуайак в своем исследовании «Французская литература. Основные литературные тенденции» отмечают, что развитие и расцвет исторического жанра романа идет в параллельном взаимодействии с развитием социального типа романа. Таким образом, одной из наиболее важных типологических черт исторического жанра романа является его социальный характер, так как действие в историческом романе развертывается на фоне социальных исторических событий. При этом исторический роман - это своеобразная художественная реставрация той или иной исторической действительности. Исторический роман - это художественное произведение, основной темой которого является «изображение человека в сложных формах жизненного процесса» в рамках социально-исторического прошлого. Художественными задачами исторического романа может быть и воспроизведение важных характеристик известной личности, и зачастую представление взаимоотношения личности и эпохи. При этом доля вымысла в интерпретации исторических событий, реалий, установленных черт личности и портрета исторических персонажей художественно вписывается в историческую реальность. В пределах художественной необходимости и идеи произведения, авторы используют вымысел, фантазию и разнообразные художественные приемы.
Основным методом изображения в историческом жанре романа является так называемый «метод реставрации», при котором восстанавливается действие согласно историческому времени (couleur historique) и согласно реальному месту исторического события (couleur lосаlе). И этот метод реставрации является главной типологической особенностью исторического жанра романа.
Родоначальником исторического романа считается творчество Вальтера Скотта, создавшего целую серию романов, изображающих эпоху крестовых походов и образ канувшего в прошлое уклада английской жизни.
Французский исторический роман, сохраняя основные признаки французских прозаических жанров (новеллы, повести, рассказа, плутовского романа), включает вслед за родоначальником исторического жанра романа, широкий социальный контекст истории, культуры и политических событий Франции. При этом приключенческий характер, свойственный прозе литературы французского Возрождения и Просвещения, полностью передается историческому жанру романа, как важная типологическая составляющая.
Яркими примерами таких романов могут послужить романы Виктора Гюго и Александра Дюма. В целом, к исторической тематике обращаются многие французские писатели начала XIX в., ставшего свидетелем рождения романтического направления в литературе: Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Жорж Санд, Эжен Сю, Александр Дюма - отец и его сын.
Действие романа происходит в Англии на рубеже XVII и XVIII вв., после того как монархия подавила восстание Кромвеля. Главный герой романа Гуинплен, сын лорда сторонника Кромвеля, был похищен ребенком компрачикосами, которые уродовали детей и продавали их в труппы странствующих актеров. Хронотоп романа определяется бродячим характером его главных персонажей - фигляров, дающих представления в начале в крохотной повозке, а затем в большом театре на колесах под названием «Зеленый ящик».
Действие романа проходит в двух пространственно-временных плоскостях: 29 января 1690 г., когда в районе Портлена при таинственных обстоятельствах был брошен десятилетний уродливый мальчик, и зима-весна 1705 г. Лондон, когда двадцатипятилетний Гуинплен узнает тайну своего рождения и тайну своего вечного смеха. Под уродливой внешностью «человека, который смеется», Гуинплен таит душу бунтаря, ненависть к насилию и жажду справедливости.
Особого внимания заслуживает поэтика исторического жанра романа эпохи французского романтизма. Основным композиционным приемом исторических романов Гюго, как основного представителя романтизма, становится антитеза. Антитеза пронизывает всю ткань романа от сюжетной линии в целом до событийных последовательностей, от вечных тем до собственно вербальной презентации.
Например, Гюго поднимает в романе такие важные общечеловеческие и социальные проблемы, как вопросы, связанные с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, истины и лжи, непреодолимой пропасти между нищим народом и наделённой богатством и властью знатью.
В основе сюжета романа тоже лежит противопоставление (антитеза): Гуинплен, изуродованный в детстве разбойниками-компрачикосами, проведя свою юность в нищете и тяжелых лишениях, вдруг становится аристократом, которым он был по рождению, и который по развитию сюжета в конце занимает по праву свое место в палате лордов.
Как противопоставление в романе выступают романтические и реалистические тенденции. Так, по всем законам реалистического жанра, в котором, по мнению одних литературоведов, написан роман «Человек, который смеётся», ребёнок должен был бы погибнуть. Но тут в дело вмешивается высшее (романтическое) провидение, и мальчик не только выживает, но и спасает от смерти девятимесячную девочку. На пути к жизни ребёнка сопровождают сплошные опасности - холод (действие происходит в одну из самых холодных европейских зим), страх, голод, усталость, человеческое равнодушие. Гуинплен преодолевает всё, он приобретает в конечном итоге дом, небольшой, но тёплый и уютный, семью, чужую по крови, но родственную по духу, любовь, славу на ярмарочных площадях, деньги, достаточные для проживания его самого и его близких Деи и Урсуса.
Тема любви в романе раскрыта тоже в двух противоположных аспектах. С одной стороны, - это романтическая любовь Гуинплена и Деи, чистой, хрупкой, светлой, возвышенной, но слепой девушки, а с другой - любовь реалистическая, как физическая тяга, существующая между Гуинпленом и Джозианой, женщиной страстной, пышущей телесным здоровьем, величественной в своей красоте, но порочной в своей пресыщенности и скуке.
Антитезами пронизана вся вербальная текстура романа Гюго: образная система, лексика, синтаксис. Гюго противопоставляет самые разнообразные и широкие понятия: бог и сатана, свет и мрак, грех и добродетель, которые мыслятся им в духе романтического максимализма, как некие абсолютные величины и извечные полярные противоположности.
Поэтика исторического романа Гюго - это поэтика романтизма с максимальным использованием стилистических средств. Гюго нагромождает друг на друга горы синонимов, антонимов, развернутых метафор и сравнений. При этом периодически многие из них находятся между собой в контрасте по содержанию с подобными себе стилистическими средствами.
Также разнообразными в романе представлены синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание и разного типа градации.
Тема любви в романе раскрыта тоже в двух противоположных аспектах. С одной стороны, - это романтическая любовь Гуинплена и Деи, чистой, хрупкой, светлой, возвышенной, но слепой девушки, а с другой - любовь реалистическая, как физическая тяга, существующая между Гуинпленом и Джозианой, женщиной страстной, пышущей телесным здоровьем, величественной в своей красоте, но порочной в своей пресыщенности и скуке.
Антитезами пронизана вся вербальная текстура романа Гюго: образная система, лексика, синтаксис. Гюго противопоставляет самые разнообразные и широкие понятия: бог и сатана, свет и мрак, грех и добродетель, которые мыслятся им в духе романтического максимализма, как некие абсолютные величины и извечные полярные противоположности.
Поэтика исторического романа Гюго - это поэтика романтизма с максимальным использованием стилистических средств. Гюго нагромождает друг на друга горы синонимов, антонимов, развернутых метафор и сравнений. При этом периодически многие из них находятся между собой в контрасте по содержанию с подобными себе стилистическими средствами.
Также разнообразными в романе представлены синтаксические фигуры: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание и разного типа градации.
Виктор Гюго - крупнейший писатель-романист, поэт и драматург ХIХ столетия, глава романтического направления, был и основным создателем исторического романа во Франции.
Свидетель больших исторических событий, смены политических режимов, он мечтал победить социальное зло. Однако, как представитель романтической тенденции, он обратился для обнаружения социального зла к историческому прошлому, которое оказалось неисчерпаемым источником художественных сюжетов.
Термин «исторический роман» уже самим названием указывает на художественный метод, появившегося на рубеже XVIII-XIX вв. в связи с утверждением в философии и филологии принципа историзма. И этот метод - историческая достоверность в ее художественном преломлении. Исторический роман, как эпос нового времени, отвечает потребностям современного человека - быть включенным в движение истории, и не просто осмыслить историю, а коснуться ее, ее прожить и пережить. Именно такую возможность предоставляет нам жанр исторического романа. А это очень важно для нашего современника, который, чтобы осмыслить и понять настоящее, должен знать историю своего народа и историю народов мира.
Подводя итоги, стоит процитировать отечественного филолога Д. Козлова, отметившего, что «историческая художественная литература, обладающая силой большого эмоционального воздействия, воплощающая исторические события в живой, образной форме, способствует приобщению к истории широких слоев народа, молодежи».
Комментарии
Отправить комментарий