8 femmes

В сочельник патриарха семейства убивают ножом в спину в собственной спальне. Одна из восьми женщин, оказавшихся по случаю праздника на его занесенной сне­гом вилле, - убийца.

Начало XXI века оказалось переломным для кино: оно разучилось говорить иносказательно. Извращение и убийство стало принято живописать по-бытовому, с непотребной ясностью. Режиссерам, предпочитающим извлекать скрытую драму из видимого благополучия жизни, пришлось бежать в условные, давно умершие жанры и ретроэпохи.
Франсуа Озон 
в «8 женщинах» совершил самый эффектный побег. Его убийство происходит в начале 50-х со всей их кукольной эстетикой: косуля ест побеги во дворе дома под симфоническую музыку, а костюмы женщин стилизованы под лондонского Дэнди. Условность детектива и ретростиля режиссер возводит в квадрат элементами мюзикла (у каждой женщины - сольный выход с песней-признанием), а все вместе - в куб, с элементами фарса. Только среди такой стилистической беззаботности, вместе с которой на экран воз­вра­щается и здравый смысл, присущий послевоенному обществу, и может сработать трагедия о тайных страстях, которая съедает наведенную Озо­ном красоту, как червь яблоко. «Убийство и породивший его порок, - на­по­минает Озон, - не могут не быть трагичны».


Франсуа Озон в своем самом кассовом и, пожалуй, известном фильме великолепно балансирует между различными жанрами: это и утонченный детектив, с частичной триллера (в европейском понимании этого жанра), который, однако, не сводится к тоскливому расследованию с очными ставками и допросами, а превращается в легкое психологическое исследование мотивационной составляющей каждой из восьми героинь; это и чувственная мелодрама, в которой зрителю постепенно раскрывается характер каждой из оказавшейся в заснеженном доме дамы (при этом нужно обязательно отметить внешнее преображение персонажей Изабель Юппер и Эмманюэль Беар, которое становится возможным и оправданным по мере раскрытия внутреннего образа); это и комедия положений с яркими характерами, иллюстрирующая отношение женщин, попавших в закрытое помещение, друг к другу, их интимные секреты и слабости; а также это и мюзикл, как было упомянуто выше.
В итоге зритель получает прекрасный воздушный фильм с нетривиальным финалом, который просто необходимо посмотреть для представления того, что такое французское кино сейчас и одновременно с этим понять каким оно было 50 лет назад.
«8 женщин» по праву стали визитной карточкой месье Озона.

Браво!





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Sophists and Socrates

"სიყვარულო, ძალსა შენსა"

Женщины в романе Теодора Драйзера "Гений"