F. Scott Fitzgerald: through the years

Безусловный классик американской и мировой литературы ХХ века, один из главных представителей "потерянного поколения" (наряду с Ремарком, Олдингтоном, Хемингуэем, Селином, Барбюсом), а также голос, певец и во многом создатель такого уникального явления американской культуры, как "век джаза".
Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
Всего за 44 года жизни он создал важнейшие произведения своего времени, в которых он наилучшим образом отразил Америку 20-х годов. Фицджеральд был символом той эпохи - больше, чем просто писателем. Однако, несмотря на глубокую и сильную связь с тем временем (а он был, конечно, автором своего времени), Фицджеральд в то же время и перерос ту эпоху, и поэтому сегодня, спустя 80 лет после смерти писателя, его продолжают читать, обсуждать и любить во всем мире.

Когда Ф.С. Фицджеральд писал о том, что в жизни американцев не бывает вторых актов, он имел в виду классическую структуру пьесы - завязку, развитие и развязку. Многие пропускают первую и вторую стадию, и их жизнь быстро подходит к развязке. Но возможен и другой вариант, когда успех и слава приходят уже на ранней стадии - в самом начале жизни. Так случилось и с Фицджеральдом: он рано стал литературной звездой после своих первых романов "По эту сторону рая", "Великий Гэтсби" и "Прекрасные и проклятые".

Со времени публикации в 1920 году первого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "По эту сторону рая" его жизнь и карьера тщательно отслеживались, изучались и анализировались в бесчисленных критических эссе, статьях и биографиях. Но Голливуд был одержим не только его прозой, но и самим писателем.
Первые экранизации произведений писателя начали появляться еще в "бурные" 20-ые годы, хотя большинство из них не были шедеврами и не претендовали оставить след в истории кинематографа. Со временем индустрия начала выпускать произведения искусства, которым удавалось и передать всю суть работ Фицджеральда, и изобразить эпоху, о которой писал американец.

Какие Они - пять экранизаций романа "Великий Гэтсби"?

***

1926 год

Первая, еще немая, экранизация «Гэтсби», снятая придворным режиссером студии "Paramount" Гербертом Бреноном на основе бродвейской постановки Джорджа Кьюкора. По отзывам современников, фильм был жалкой попыткой спекуляции на популярности скандального романа - упор сделали на жанровую легковесность и пьяные загулы главных героев. Сними его сам Кьюкор, результат, возможно, не был бы столь плачевным, но тот начал свою кинокарьеру лишь несколькими годами позже. Так ли все было плохо на самом деле, мы вряд ли когда-либо узнаем - фильм вскоре потерялся, ни одной копии до сих пор не было найдено и единственным зримым доказательством его существования остается десятисекундный трейлер. Мнению одного из тогдашних зрителей фильма с некоторой поправкой все же можно доверять - "Гэтсби" 1926 года оказался единственной экранизацией романа, которую смог увидеть сам Фицджеральд. Автор вместе с женой ушли с фильма, не дождавшись финала; Зельда Фицджеральд вскоре написала дочери, что кино было отвратительным, чудовищным и ужасным.


1949 год

Еще одна провальная попытка экранизации романа, которую тоже долгое время было практически невозможно увидеть. Фильм снят непервоклассным режиссером Эллиоттом Наджентом, а в главной роли - большая звезда тех лет Алан Лэдд. Следуя духу времени, фильм сильно кренится в сторону нуара: темное прошлое Гэтсби выкладывается на стол в первые же минуты, и именно на нем (и спорном моральном перерождении героя), а не на любовной линии с Дейзи, делается основной акцент. В связи с выбранной эстетикой, а также из-за крайне ограниченного бюджета, книжные сцены бурных вечеринок тоже решили порядком обуздать. Занятно, что изначально фильм должен был снимать режиссер Джон Фэрроу, отец Миа Фэрроу, которая сыграет Дейзи в следующей экранизации «Гэтсби» через 25 лет.


1974 год

За самую известную (на настоящий момент) киноверсию истории Джея Гэтсби взялся в 1974 году Джек Клейтон - крепкий британский режиссёр второго эшелона, почти исключительно посвятивший себя экранизациям. К роману Фицджеральда он подошел с размахом, на главные роли пригласил звёзд первой величины, но ожидаемой отдачи не получил. "Гэтсби" номинировали на "Оскар" только в двух технических категориях, а единственным безусловным поклонником фильма стал почему-то Теннесси Уильямс (заслуженному драматургу показалось, что он получился даже лучше романа).

В 1974-м критики упрекали этого "Гэтсби" в поверхностности: мол, увлекшись внешними изяществами и нарядами, Клейтон забыл о душе. «Гэтсби» Клейтона не передает всех тонкостей романа, но взамен фактуры литературной предлагает яркую кинематографическую. Это во многом заслуга блестящего оператора Дугласа Слокомба: в постоянных выразительных крупных планах он цепляется то за жареного поросенка, то за ноги танцующих, а уж капельки пота на лбу героев и вовсе на равных с актёрами отыгрывают каждый диалог. Все эти вычурные краски - не минус, а, наоборот, ключ к разгадке. Вот, к примеру, зрителя потчуют приторными кадрами недолговечной любовной идиллии Джея и Дейзи, которые могли бы сойти за рабочие материалы к наивному рекламному ролику. В отрыве от всего прочего - нелепость, но в контексте фильма эти сцены приобретают новое измерение: ведь мы-то помним, что за пределами единственного идеального кадра у него - необаятельная белозубая улыбка и неуклюжие манеры, а у неё - визгливый голос и поджидающий дома неверный муж. 


2000 год 

Снятая в самом начале нулевых режиссером Робертом Марковицем версия романа для кабельного телевидения прошла под радарами, была довольно быстро забыта и редко упоминается в качестве "последней перед лурманновской" (реж. Баз Лурман). "Гэтсби" для "кабельного" вышел довольно воздушным, по тем временам практическим беззвездным, со всеми привычными изъянами телевизионного кино. Тем не менее для многих поклонников романа, которые фильм видели и помнят, он остается далеко не идеальной, но самый правильной и приближенной версией книги Фицджеральда.


2013 год

Говорим "Фицджеральд" - подразумеваем "Гэтсби". 
Тот самый случай, когда голливудская экранизация со звездным актерским составом пробудила в современной молодежи интерес к книге, которая действительно является одной их лучших у автора. Несмотря на то, что Леонардо Ди Каприо не в полной мере Джей Гэтсби, - его образ, улыбка и "поднятый бокал вина" вновь сделали роман Фицджеральда (а вместе с тем и все его творчество) чрезвычайно популярным и актуальным прямо сегодня. В случае "Великого Гэтсби" говорить избитую фразу "книга лучше" даже не имеет смысла. Фицджеральд хотя и работал в свое время в Голливуде, - свой лучший роман написал не по кинематографическим законам, и поэтому, чтобы хорошо понять историю Джея Гэтсби, нужно и читать, и смотреть, но в первую очередь, конечно, читать. Потому что самый точный и обаятельный экранный образ не передаст той глубины, пронзительности и удивительной парадоксальности, свойственной книге Фицджеральда. Джей Гэтсби - нелепый, закомплексованный, вечно неуверенный в себе бутлегер-романтик, который сделал себя сам и, казалось бы, воплотил в жизнь пресловутую американскую мечту. Но уже совсем скоро столкнулся с трагической стороной этой мечты.

"Великий Гэтсби", как и большинство книг (и даже сама жизнь) Фицджеральда, говорит о трагедии мечты - если угодно, об американской трагедии американской мечты.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Sophists and Socrates

"სიყვარულო, ძალსა შენსა"

Женщины в романе Теодора Драйзера "Гений"