Pierre-Auguste Renoir

"Мой отец обходился без роскоши. Он не знал, что это такое. Впрочем, я ошибаюсь. Для него была важна только настоящая роскошь."



Огюст Ренуар.

Его картины - гордость лучших музеев мира. Живописец, в палитре которого отсутствует черная краска. Живопись его легка и стремительна, пронизана солнцем и прозрачными тенями, наполнена радостью и любованием красотой женского тела, улыбками детей. Родившись в скромной семье портного, Ренуар был невероятно трудолюбив, он считал себя "рабочим-живописцем". Нередко он говорил: "Подумать только, что я мог родиться в интеллектуальной семье! Пришлось бы потратить годы на то, чтобы освободиться от ложных представлений и научиться видеть вещи такими, какие они есть, да еще руки ничего не умели бы делать". 

За шесть десятилетий творческой жизни Пьер Огюст Ренуар, один из родоначальников импрессионизма, создал около шести тысяч произведений - по сотне в год, при этом его картины безошибочно узнаваемы по исходящему от них ощущению счастья и гармонии. Писатель Октав Мирбо назвал Ренуара единственным великим художником, не написавшим ни одной печальной картины. Его полотна отразили ту радость, которую испытывал он сам при их создании. Его не привлекали героические и трагические сюжеты - он любил людей, свет и природу, писал танцующих и веселящихся горожан и селян, красивые пейзажи и цветы, очаровательных детей и молодых, полных жизни женщин. Соотечественник Ренуара историк искусств Паскаль Бонафу рассказывает о его непростых отношениях с коллегами, продавцами картин и чиновниками, о его живописных приемах и цветовых предпочтениях, раскрывает секрет, как художник ухитрялся в старости, почти не владея руками и будучи прикован к инвалидному креслу, писать картины на пленэре и создавать скульптуры.

Несчастный случай - падение с велосипеда в 56-летнем возрасте превратило его жизнь в мучение. Боли преследовали его, болезнь прогрессировала неравномерно. Он уже не мог передвигаться без посторонней помощи - надвигалась угроза полного паралича. После длительного лечения в 1912 году состояние здоровья мастера улучшилось. Однажды утром приехал доктор и объявил Ренуару, что настанет день, когда он начнет ходить. Ренуар действительно смог встать и пойти. Он обошел мольберта, вернулся к своему креслу и сказал: "Я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись" - и он снова уселся в кресло, с тем чтобы уже никогда не вставать. Это важное решение послужило вехой: его полотна стали еще более сверкающими и радостными, словно вся любовь Ренуара хлынула из его истерзанного болезнью существа. 

Есть множество книг, написанных детьми знаменитых (иногда даже великих) родителей. Не у всех авторов есть дар писателя, а у тех, у кого он есть, иногда не хватает такта оставить грязное семейное бельё в корзине. 

Книга Жана Ренуара об отце замечательна тем, что её автор прекрасно пишет в литературном русле и ещё прекраснее в общечеловеческом, в семейном. Жан выбрал прекрасный эпиграф к своему творению: Читатель. Жанр преимущественно субъективный - это не полная биография художника. Это вообще не биография, - это воспоминания - и самого Жана, и его отца, который делился ими с сыном уже на закате жизни. Тут огромное количество крошечных, совершенно неподражаемых, трогательных и даже забавных историй из жизни художников и простых жителей Франции на рубеже 19 и 20 веков. Тут и множество цитат Ренуара старшего, которые порой противоречивы, а порой настолько глубоки, что заставляют вас задуматься. Чего тут совершенно нет - так это семейных ссор, склок и обид. Это вовсе не означает, что в семье Ренуаров не было скелетов в шкафу. Это значит лишь то, что Жан Ренуар бесконечно уважал и любил своих родителей и для него это чувство куда важнее каких-то неприглядных, может быть, фактов.

"Выходит, что мой отец был человеком и XVIII, и XX века, но будет правильнее сказать, что Ренуара-художника сложно отнести к какой-либо эпохе. Он творил вне времени и мог быть любой национальности. Впрочем нет, он был истинным парижанином."

Это книга о Любви. О любви Художника к своему ремеслу, к жизни. И о любви сына к отцу и семье. Это по-настоящему добрая книга (в которых сейчас, я думаю, мы все нуждаемся). Это рассказ об одном очень счастливом человеке...

















Лягушатник - 1869


















Женщина с зонтиком в саду - 1875









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Sophists and Socrates

"სიყვარულო, ძალსა შენსა"

Женщины в романе Теодора Драйзера "Гений"