Грузия может гордиться своими детьми / Georgia's pride

XXв. принес много перемен в грузинскую литературу.
Наряду с представителями старшего поколения появились писатели, на творчество которых наложили отпечаток, как новые веяния в литературе и искусстве, так и непосредственно бурные события наступившего столетия. Многие грузинские писатели вынуждены были подчинить свой талант требованиям коммунистического режима, многие стали жертвами политических репрессий.

Михаил Джавахишвили (1880-1937), многогранный писатель, блестящий стилист, был расстрелян как "враг народа".
Его "Квачи Квачантирадзе" - рассказ об авантюристе, чьи приключения проходят на фоне до - и постреволюционных событий в Европе и России. В "Хизанах Джако" показан бывший князь, образованный интеллигент Теймураз Хевистави, из-за социальных катаклизмов вынужденный искать приюта (т.е. ставший "хизаном") у разбогатевшего, безграмотного, омерзительного нувориша Джако, который в своем агрессивном невежестве издевается над несчастным Теймуразом, вплоть до того, что превращает его жену в свою наложницу и служанку. Исторический роман Арсен из Марабды - широкое полотно, отображающее Грузию первой половины XIX в. после ее присоединения к России. Герой романа - крепостной крестьянин Арсен, борющийся с социальной несправедливостью; он "отбирал у богатых и давал бедным". Он - человек высокой морали и чистых помыслов, но его поражение и гибель неизбежны. Многочисленные романы и повести Михаила Джавахишвили характеризуются богатством лексики и служат образцом современного литературного языка. 

Григол Робакидзе (1880-1962) был одним из наиболее активных членов литературного объединения "Голубых рогов". Поэт, новеллист, драматург, Григол Робакидзе в начале своего творчества испытывал сильное влияние русских поэтов (В.Брюсов, Н.Гумилев). Учился в Германии, вторую половину жизни провел в эмиграции. В своих произведениях "Змеиная кожа", Палестра пытался философски осмыслить сущность человеческого бытия. Многие из его поздних произведений написаны по-немецки. Это, вместе с увлечением творчеством Ницше, дало возможность советской критике обвинять его в приверженности фашизму. Его драма "Ламара" в 1930-х ставилась на грузинской сцене и имела большой успех в России.

Константин Гамсахурдиа
(1891-1975) - крупнейший прозаик и романист Грузии XXв. Его ранний роман "Улыбка Диониса", который в определенной мере автобиографичен, посвящен проблеме "лишнего человека" в современном мире. "Похищение Луны" - роман, сюжет которого внешне построен на коллективизации в Западной Грузии (в Абхазии и Самегрело); на самом деле здесь опять показан конфликт старого мира с новым; в новом издании 1990г, в котором воспроизведен оригинальный текст автора, акценты расставлены не в пользу нового; Гамсахурдиа был вынужден восхвалять советскую действительность в "Цветении лозы" и "Вожде" (описывающем детство Сталина). Огромную популярность принесли ему исторические романы, в особенности "Десница великого мастера". Используя народную легенду о строителе храма Светицховели (в Мцхета), Гамсахурдиа создал не просто "исторический" роман с использованием имен реальных лиц, но истинно художественное произведение, показывающее накал человеческих страстей и трагическую судьбу художника в обществе, основанном на тирании, чем придал произведению вполне современное звучание. Другой роман Гамсахурдиа "Давид Строитель" описывает события XI-XII вв. - изгнание тюрков-сельджуков и консолидацию грузинского государства. Гамсахурдиа - большой мастер слова.

Чавчавадзе Илья Григорьевич
(1837-1907) - лидер национально-освободительного движения Грузии, выдающийся общественный деятель, классик грузинской литературы; основатель журнала "Сакартвелос Моамбе" (Вестник Грузии), а также газеты "Ивериа". Он возглавлял дворянский земельный банк в Тбилиси, был председателем "Общества распространения грамотности среди грузин", также был председателем "Грузинского драматического общества". Был избран членом Государственного совета; яростно защищал интересы Грузии от любых посягательств; выступал за сотрудничества между всеми классами грузинского общества, ибо считал что по другому не удастся решить главнейшую задачу - добиться независимости Грузии. 
Великому грузинскому писателю и общественному деятелю выпало на долю стать выразителем всенародного сознания. Еще при жизни он был признан идейным руководителем народа и его наставником. В его монолитной личности как бы сконденсировались и гармонично слились лучшие черты нации - непреклонная воля и величие мысли, - явив в совокупности могучую творческую животворную силу. Его авторитет был так велик, что его считали "некоронованным царем" Грузии. Словом в прозе "Человек ли он?!" Чавчавадзе отображает закостенелый помещичий быт второй половины XIX века, где показана жизнь крестьян до и после отмены крепостного права.

Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725) - государственный деятель и дипломат, просветитель, гуманист, писатель, поэт, каллиграф и баснописец. Он стал «смиренным монахом Саба». Если верить утверждению католического миссионера, проживающего в Грузии, Саба (тайный католик с 1692г.) стал монахом, чтобы добиться большей свободы действий в борьбе за соединение Грузинской православной и Римско-католической церквей. Спустя более 300 лет Орбелиани, с помощью собраний сочинений, проповедует мудрость в Грузии по сегодняшний день. 

Человек сложной судьбы, Чабуа Амиреджиби (1921-2013) предстал перед читающей публикой как писатель, после многих лет ссылок за политическое диссидентство и неоднократные дерзкие побеги, его "Дата Туташхия" – большой и сложный роман. Главный его герой, правдоискатель Дата Туташхия, становится человеком вне закона. Действие романа перенесено в дореволюционное время; мотивы его - противопоставление зла добру и личный выбор человека. Двойник Дата - его молочный брат, Мушни Зарандия, сделавший другой выбор и ставший царским жандармом. Роман показывает сложное взаимоотношение этих людей без всякой ложной сентиментальности; множество действующих лиц даны в жесткой, порою саркастической манере. Роман имел большой успех (он вышел на русском языке в переводе самого автора). Много автобиографических элементов во втором романе "Гора Мборгали" /1995, описывающем жизнь политссыльного.


Лео Киачели (1884-1963) - автор исторического романа "Тариэл Голуа" повествующего о событиях 1905 в Западной Грузии; "Гвади Бигва" - о преображении психики крестьянина Гвади под влиянием процесса коллективизации на селе - автор сознательно ведет читателя к трагическому финалу: противостояние Гвади и его "классового врага" приводит к тому, что Гвади становится убийцей. В одноименный повести "Хаки Адзба" герой не понимает, почему он должен считать классовым врагом своего молочного брата, князя Эмха, вскормленного по древнему обычаю его матерью. Это родство не менее сильно, чем кровное, и, не сумев защитить Эмха, Хаки Адзба погибает вместе с ним - эти романы являются олицетворение мира, полного жестокости. 

Леван Готуа (1905-1973) - автор многих пьес, новелл, современных и исторических романов, известный грузинский писатель, публицист. В 20х годах поддерживал национально-освободительное движение и был представителем Национально-демократической партии. Литературную деятельность начал в 1941 году. Роман "Огненный пояс" является отдельной книгой из серии исторических романов ("Удел героев", "Безвременье"). Он касается решающих событий в жизни Грузии XVI века. Герои романа действуют в Грузии, в России, Персии и Турции.

Георгий Леонидзе (1899-1966) - народный поэт Грузии, хорошо известный советскому читателю своими лирическими стихами и эпическими поэмами. Но также у него есть настоящая книга рассказов-воспоминаний, в которой он предстает как прозаик. "Древо желаний" - это роман с глубоко поэтическими зарисовками сельской Грузии начала ХХ столетия, разнообразной галереей живых и ярких портретов ее труженников, мечтателей, правдолюбцев и борцов за справедливость. 

Нодар Думбадзе (1928-1984) - романы выдающегося грузинского писателя "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Белые флаги", "Закон вечности", "Кукарача"повествуют о людях простых и глубоких, наивных и мудрых, глубоко страдающих и безгранично любящих жизнь. Романы Думбадзе отличаются ярким национальным колоритом, тонким юмором, живым, острым языком и рассказывают о жизни грузинских сел в период Великой Отечественной войны и послевоенного времени.


Начиная с 1950-х в грузинской литературе наметились новые веяния, которые особенно сказались в прозе. Появились новые имена: Гурам Рчеулишвили, Реваз Инанишвили, Эрлом Ахвледиани и др.



 ***


В начале XX в. в грузинской поэзии появляется плеяда молодых поэтов, творчество которых принесло много нового, как по направленности творческой мысли, так и в области поэтической техники. Поэты, известные под именем "голубороговцев" (по названию вышедшего в 1916 альманаха), находились под сильным влиянием русского символизма. Многие из них стали впоследствии известными поэтами-лириками. 

Галактион Табидзе (1891-1959) - безусловно, самый крупный поэт первой половины XXв. Благодаря виртуозной технике стиха, он придал ему новое, современное звучание, сложнейшие поэтические образы выявляются у него в кристаллически-чистых, музыкальных стихах. Тематика его поэзии многогранна: от "чистой" лирики до мотивов ежедневной жизни; тематическое разнообразие характерно для стихов всех периодов его творчества, но во всех случаях проявляется мастерство и разнообразие его метрико-ритмических структур, прозрачность звучания. Его стихи переводили на русский язык многие выдающиеся поэты, (также существуют переводы и на другие языки). Сам Табидзе переводил на грузинский язык стихотворения таких поэтов, как Александр Пушкин, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Михаил Лермонтов и многих других крупных поэтов. 
Галактион Табидзе является глыбой грузинской поэзии, его слово остается вершиной поэтической мысли Грузии, которое оказало влияние на все развитие грузинской поэзии последующего времени.

Николоз Бараташвили (1817-1845) - выдающийся грузинский поэт-романтик, человек со сложной судьбой. Теперь его называют «классиком грузинской литературы», однако при его жизни не было издано ни единой строчки его стихов. Несмотря на его короткую жизнь (ему было 27), он сумел оставить за собой шлейф любви и большое количество тепла грузинскому народы. Впервые несколько стихотворений Бараташвили были опубликованы лишь через семь лет после его смерти. Только после издания в 1876 году сборника его стихов на грузинском языке, Бараташвили стал одним из самых читаемых поэтов Грузии.

Гиорги Леонидзе (1900-1966) - поэт, стих которого полнозвучен и выявляет многообразие новых художественных образов. Он собирал и исследовал лексику родного края, писал литературоведческие исследования и этюды. 

Ираклий Абашидзе (1911-1995) - представитель старшего поколения в современной литературе. Особой популярностью пользуется его Палестинский цикл - стихотворения и поэмы, посвященные Руставели; написаны они под непосредственными впечатлениями, после участия автора в научной экспедиции в Иерусалим для обнаружения фрески Руставели в Крестовом монастыре.

Недолгую жизнь, скованный тяжелой болезнью, прожил Ладо Асатиани (1917-1943), но успел сказать многое. В его стихах, которые звучат мажорно, он воспевает радость жизни, свидания с друзьями, вспоминает героев прошлого, отдавших жизнь за Родину; у его стихов и поэм простой ясный стиль и четкий ритм. Ладо Асатиани остается одним из самых востребуемых поэтов в Грузии.

Во 2й половине XXв. появляется новое поколение поэтов: Анна Каландадзе (1924-2008) получила всеобщее признание сразу же после выхода в свет ее первых стихов. В них проявилось характерное для ее поэзии почти полное отсутствие официальных советских тем; стихи ее, обычно, отличаются необычностью восприятия окружающего мира и филигранной отделкой; многие - как бы "натюрморты", в которых обращение к природе является выражением настроения и чувств автора. При этом передача субъективных чувств никогда не перерастает в автобиографичность; поэзию Каландадзе сложно назвать типично "женской", в ней почти полностью отсутствует любовная тематика. Лирические интонации звучат в стихах, посвященных историческим лицам (св. Нино - просветительнице Грузии, Давиду Строителю).

Ставший известным, как поэт, Отар Чиладзе (1933-2009) написал несколько романов, весьма сложных по своей многоплановости, в них сочетаются реалистические и мифологические мотивы, иносказательные притчи и трагические характеры - "Человек шел по дороге", "Всяк нашедший меня". 

Нико Гомелаури
(1970-2010) - писатель и актер, обладатель большого таланта, рано ушедший из жизни, но оставивший за собой 2 сборника стихотворений, олицетворяющих сегодняшнюю, настоящую Грузию. 
И завершу список поэтов я именно его стихом. 


*

Выпью, выпью море, обкурюсь туманом,
Я со всеми в ссоре, я дружу с вулканом
Окунаюсь в лаву, вынырну не скоро,
Высоту и славу уступаю горам,

А когда обмою в лаве свои кости,
Двери всем открою приходите в гости,

Огненные строки раздарю на память 
Позабудем склоки, в счастье будем плавать
Солнце будет радо, тьма же будет в горе,
Но сначала надо... Надо выпить море. 
/2002/

*

ჩემს ქალაქში არაფერი მაოცებს, შუაღამეს მზის სხივიც თუ მაკოცებს,
აქ ხომ შავი საყვარელი ფერია, აქ შენი ძმა თურმე შენი მტერია.
აქ არ ხარობს თავმდაბლობის ნაგავი, აქ ტაძრებშიც შეიტანეს ნაგავი,
აქ სიზმრები აღარ არის ფერადი, აქ ღალატი გახდა მრავალჯერადი.
აქ სიყვარულს ჩაგითვლიან ბოდვაში, აქ ხომ ახლა ბოზობაა მოდაში,
აქ უნიჭო სიმღერები ჰიტია, აქ "ბებერი ალაზანში კიდია"
აქ პოეტებს გაურბიან მუზები, აქ გესვრიან თუ არ წაიკუზები.
ჩემს ქალაქში ყველაფერი მოსულა, აქ ჯამლეტამ ჯონდო დააორსულა...
/1998/


Другие известные поэты старшего поколения: Мурман Лебанидзе (1922-1997), Мухран Мачавариани (1929-2010), Шота Нишнианидзе (1924-1995). Многих молодых писателей унесла война в 1941-1945. В этой войне Грузия, хотя до нее не дошла немецкая оккупация, заплатила тяжелую дань: из 700 тысяч молодых людей, ушедших на фронт, более половины не вернулось домой. Военная тематика отразилась во многих произведениях, особенно в поэзии: некоторые стихи ("Не Горюй" - Г.Леонидзе, "Капитан Бухаидзе" - И.Абашидзе) стали народными песнями.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Sophists and Socrates

"სიყვარულო, ძალსა შენსა"

Женщины в романе Теодора Драйзера "Гений"